Акция завершается через 345 дней
Выполняем опытные работы по восстановлению трубопроводного транспорта жидких и газообразных продуктов
Дорош Влад
Чертеж

Выполняем опытные работы по восстановлению трубопроводного транспорта жидких и газообразных продуктов

Основными вызовами в секторе трубопроводного транспорта является износ запорной арматуры и необходимость использования высокопрочных материалов для работы в агрессивных средах. Транспортировка жидкостей, газов и агрессивных сред с абразивными примесями требует особого подхода к выбору материалов запорной арматуры и соединительных элементов. В мировой практике широко используют железоуглеродные сплавы – от традиционных серых чугунов до высокопрочных чугунов с шаровидным графитом и легированных сталей. К запорной арматуре и элементам соединения трубопроводов предъявляются все более жесткие требования. Их роль в системах трубопроводов для транспортировки жидких и газовых сред, насыщенных абразивами и агрессивными химическими примесями остается критической как для безопасности, так и для экономической эффективности. Для достижения оптимальных конструкторских и технологических решений, объединяющих долговечность, экономичность и экологичность, необходим тщательный анализ опыта, накопленного отечественными и зарубежными производителями.
Виды трубопроводной арматуры различают по ее функциональному назначению, согласно которому она делится на несколько крупных сегментов: запорная, обратная, предохранительная, распределительно-смесительная, регулирующая, обтравливающая. Одним из ключевых вызовов является влияние абразивов и агрессивных сред, поскольку микротрещины, коррозия и другие деформации значительно снижают срок службы трубопроводов, требуя дополнительных затрат на их замену или обслуживание.
Исследователи и производители сосредотачиваются на улучшении свойств железоуглеродных сплавов, использовании современных технологий термической обработки и инновационных методах литья. Для агрессивных сред с высоким содержанием абразивных частиц применяются специальные покрытия, а также легированные стали с добавками хрома и никеля. В последнее время приобретают популярность аддитивные технологии, позволяющие создавать детали со сложными внутренними каналами и повышенной износостойкостью.
В Украине производство запорной арматуры традиционно ориентировано на чугуны марки СЧ200-СЧ400 (ДСТУ 8833:2019), хорошо зарекомендовавшие себя для работы под низким и средним давлением. Однако для экстремальных условий (например, при транспортировке нефти с возможными абразивными примесями или химически активными веществами) отечественные материалы нуждаются в улучшении. Среди перспективных направлений для этих потребностей есть внедрение современных железоуглеродных сплавов с повышенной износостойкостью и использование вакуумированных песчаных форм (в частности, при ЛГМ) для производства точных отливок с высокой чистотой поверхности. Кроме того, важным шагом становится интеграция цифровых технологий – от компьютерного моделирования литейных процессов (CAE) до 3D-печати литейного оборудования. Это позволит украинским предприятиям конкурировать с зарубежными производителями, особенно в нишах специализированной арматуры для сложных условий эксплуатации.
Инженерно-техническое наследие ФТИМС НАН Украины является существенной основой для адаптации и внедрения на украинских литейных предприятиях технологий, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, отвечающую международным стандартам. Модернизация литейных цехов, внедрение энергоэффективных и экологически чистых методов производства является важным шагом в развитии отрасли. Увеличение спроса на трубопроводную арматуру, устойчивую к высоким давлениям и химически агрессивным средам, с опорой на новые технологические решения и отечественный опыт побуждает к созданию конкурентоспособных изделий, способных выдерживать сложные условия эксплуатации. Развитие литейного производства в Украине не только промышленная, но и стратегическая цель. Производство запорной арматуры с высокими эксплуатационными характеристиками открывает новые возможности для экспорта, способствуя экономическому росту страны. В этой области инновации, научные исследования и внедрение современных технологий являются залогом успеха этой отрасли в будущем.
Модернизация металлоемкого трубопроводного транспорта требует применения эффективных и инновационных технологий по сравнению с импортной продукцией, особенно в области литья металла из высокопрочных и износостойких сплавов, что будет способствовать укреплению трубопроводной инфраструктуры и устойчивому дальнейшему развитию.
Несмотря на то, что у отечественных производителей есть технические возможности удовлетворить потребности внутреннего рынка в трубопроводной арматуре, в Украине имеет место импорт некачественной продукции. Фактически качество импортируемой трубопроводной арматуры часто не контролируется и не учитывается должным образом при проведении тендеров. В частности, недостатки импортированных задвижек (под собственными брендами или под брендами украинских посредников) заключаются в том, что масса (вес) этих задвижек значительно меньше, чем задвижек украинского производства. Заниженная толщина стен существенно ухудшает их прочность и длительность эксплуатации. От этого убытки несут как украинские производители, так и потребители этой продукции. Из-за некачественной запорной арматуры возникает как угроза аварий водопроводных и других сетей, так и сокращаются сроки безаварийной эксмлуатации. Для справок, г. Киев.
Мнение редакции может отличаться от мнения автора.
Тел.:
+380 66 145 XX XX +380 66 145 7832
Сроки проведения акции №9788: 01 декабря 2025 — 01 декабря 2026