Современные тенденции украинского отопительного рынка

calendar_today
2 декабря 0002
query_builder
visibility
305

Руководитель группы маркетинга BBT Thermotechnik Ukraine (Junkers, Buderus), Александр Мурзин, поделился результатами исследований ситуации на украинском рынке котлов и водонагревателей. Он отметил, что рынок отопительного оборудования структурируется и с каждым годом становится более цивилизованным.

Как изменились объемы продаж отопительного оборудования в 2006 году, и с чем это связано?

В 2006 году украинский рынок отопительного оборудования продемонстрировал очень высокие по мировым меркам темпы роста - порядка 25 - 30%.
В первую очередь это связано с тем, что правительство перешло от обещаний по удорожанию газа к решительным действиям, увеличив цену в 2 раза по сравнению с февралем 2006 г. В следствие этого потребители, имеющие старые, энергозатратные отечественные котлы, начали активно их заменять. Традиционно наиболее сильно эта тенденция проявилась в сентябре - октябре.
Новые цены на газ делают экономию за счет использования энергоэффективного оборудования ощутимой не только в масштабах государства, но и для конкретного потребителя.

Достаточно ли насыщен рынок, и можно ли считать его полностью сформированным?

По предложению продукции рынок можно считать насыщенным. За редким исключением все операторы рынка имеют стабильный устойчивый рост продаж - как непосредственно продавцы оборудования, так и инсталляторы, сервисные компании. Но на рынке услуг по проектированию и монтажу отопительных систем до насыщения еще достаточно далеко.
Рынок отопительного оборудования структурируется, он становится более цивилизованным. Выделились основные игроки рынка - компании, которые работают более 3 - 5 лет, со сложившейся репутацией, сетью магазинов, тесными связями с инсталляторами, программами скидок и т.д. Другими словами, рынок постепенно формируется, однако от полностью цивилизованных условий он по-прежнему далек.
Вместе с тем, прогнозировать появление новых крупных игроков не приходится - можно говорить о выходе на рынок не более одной/двух таких компаний в год.
Основным фактором схожести с мировым рынком является рост интереса к энергосберегающему оборудованию в связи с повышением цен на газ. Конденсационные котлы начали продаваться более широко, конечный потребитель адекватно воспринимает стоимость такого оборудования, т.к. его использование уже выгодно экономически.

Как меняются цены на отопительные агрегаты, и с чем это связано?

Для импортных котлов в низком ценовом сегменте в этом году характерно снижение цены, достигающее подчас 10%. Основная причина тому - появление на рынке котлов китайского производства.
В других ценовых сегментах ситуация иная. Так, европейские компании несущественно, но все же поднимают цену на котлы как "эконом" класса, так и на оборудование класса "премиум" и "элит". Это вызвано подорожанием комплектующих, в частности меди, которая используется при производстве теплообменников. Причем если раньше производители нивелировали это путем сокращения собственного заработка, то теперь этот лимит уже исчерпан. Данная тенденция носит долгосрочный характер и в ближайшие годы она сохранится.

Как в отечественных условиях происходит завоевание клиента, какие стратегии наиболее эффективны?

Наиболее простой путь в завоевании потребителя - это снижение цен. В основном этот метод решает тактические краткосрочные задачи. Более сложный путь - формировать дистрибуцию, обучать продавцов, монтажников, сотрудников сервисных служб, вкладывать деньги в развитие компаний - партнеров. При таком подходе цена котла будет выше, но сопутствующий сервис будет более качественным и это является залогом того, что в конце концов у конечного потребителя с системой отопления все будет в порядке. На сегодня не составляет проблемы купить дешево котел, но обеспечивать его надежную постоянную работу могут лишь компании, прикладывающие к этому значительные усилия.
Что же касается рекламных кампаний, то выделить один наиболее эффективный инструмент невозможно. Можно говорить лишь об эффективности комплексного использования различных методов.

Ваши прогнозы на 2007 год?

Осенью 2005 года впервые на рынке появилось массовое количество т.н. "private label" - колонок, произведенных в Китае по заказу украинских компаний. В 2006 году мы уже наблюдаем появление настенных котлов китайского производства. Скорее всего, в низшем ценовом сегменте в следующем году это будет хит продаж. Однако говорить о долгосрочном присутствии на украинском рынке китайских котлов пока не приходится, поскольку для успешной работы необходимо формировать сервис, обеспечивать поставки запчастей и т.д., чем "китайцы" похвалиться пока не могут.
В 2006 году на украинском рынке появилось порядка 15 no-name брендов колонок из Китая. Мы предполагаем, что колонки китайского производства, равно как и котлы, займут свою нишу в низком ценовом сегменте, серьезно потеснив отечественных производителей, и незначительно итальянских и немецких.
В сегменте напольных котлов будет наблюдаться невысокий, но стабильный рост.
Самый же бурный рост произойдет в сегменте настенных котлов. Существенное увеличение продаж будет вызвано заменой устаревшего оборудования и повышением цены на газ. Также мы ожидаем появления нового порядка установки котлов в многоэтажных домах, что может создать дополнительный импульс для расширения данного сегмента рынка.


Беседовал Александр Коренюк

Комментарии
Loading
E-Mail:
следить за ответами