Киотский протокол и дополнительные инвестиции в энергосбережение

calendar_today
2 декабря 0002
query_builder
visibility
445
Многие ученые сходятся во мнении, что интенсивная экономическая деятельность человека и чрезмерное потребление природных ресурсов оказывает негативное влияние на состояние климатической системы нашей планеты. Виной тому – растущая в атмосфере концентрация парниковых газов, задерживающих инфракрасное излучение Земли.

Проблема
Усиление парникового эффекта ведет к разбалансировке устоявшейся климатической системы. К наиболее очевидным и ощутимым последствиям изменения климата, которые отчасти проявляются уже сегодня, относятся:
• повышение средней температуры на поверхности Земли;
• таяние ледников;
• повышение уровня мирового океана и затопление прибрежных терторий;
• увеличение частоты и силы экстремальных природных явлений (земетрясения, ураганы, цунами и т.п.).
Экология сегодня ставит перед чеовечеством непростую задачу – стабилизировать климат или хотя бы смягчить надвигающиеся последствия изменения климата. Для этого в первую очередь необходимо изменить культуру потребления природных ресурсов, в особенности первичных энергоносителей. Необходимо также пересмотреть способ экономического развития, выйти на принципиально новый уровень экологического сознания и поведения, не допускающий конфронтации между «экономикой» и «экологией».

К парниковым газам антропогенного происхождения, выбросы которых необходимо контролировать, относятся: углекислый газ – СО2; метан – СН4; закись азота – N2O; гидрофторуглероды – HFC; перфторуглероды – PFC; гексафторид серы – SF6.

К сожалению, на сегодняшний день не все готовы признать проблему изменения климата. Главная проблема заключается в том, что никто точно не знает насколько быстро может измениться ситуация и насколько своевременно смогут адаптироваться к поседствиям изменения климата наибоее уязвимые жители земного шара, в том числе и сами сомневающиеся. Как ни странно, проблема изменения климата пока что является скорее этической, поскольку, имея дело с экологиеской угрозой, не все жители Земли готовы изменить свое поведение для ее смягчения.

Решение проблемы
Проблема изменения климата уже давно беспокоит мировую общественность. В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро 155 стран, включая Украину, подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата. В 1997 г. на конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Киото (Япония) был принят протокол, в котором предложены количественные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов странами, подписавшими конвенцию. Суть Киотского протокола сводится к сокращению общемировых выбросов парниковых газов к 2008 году на 5% от уровня 1990 года. За поседнее десятилетие прошлого века многие промышленно развитые страны испытали экономический подъем, в то время как экономики бывших советских республик переживали стагнацию. Таким образом, промышленно развитые страны в большей или меньей степени превышают установленный для них уровень выбросов парниковых газов, а страны с переходными экономиками и развивающиеся страны оказались ниже установленного для них уровня выбросов.
Возникший квотный мезальянс стал предпосылкой рыночного подхода к выполнению странами своих обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. За превышение установленного количества выбросов, как и за превышение скорости на дороге – нужно платить!
16 февраля 2005 года Киотский протокол вступил в силу после его ратификации странами, ответственными за более чем 55% выбросов парниковых газов по состоянию на 1990 год. Верховный Совет Украины ратифициовал Киотский протокол годом ранее. Как было сказано выше, различия между уровнем выбросов и обязательствами для различных стран было реено перевести в плоскость рыночных отношений. Такой подход является мягким в том смысле, что промышленно развитые страны имеют выбор при выполнении своих обязательств по огничению выбросов парниковых гаов. Они могут выполнять свои количественные обязательства по сокращению выбросов с помощью внутренних мероприятий, а также с помощью трех внешних рыночных механизмов:
1. Международная торговля выбросами – жесткий механизм передачи избыточных единиц установленного количества1 одной страны другой стране в обмен на финансирование или другие экономические выгоды. Право на продажу единиц установленного количества принадлежит государству, которое является Стороной конвенции ООН по изменению климата. Возможность торговли выбросами на уровне предприятий возможна в случае раседеления квот на выбросы парниковых газов внутри страны. (Схему МТВ смотрите на рисунке №1).


Рис. 1. Международная торговля выбросами

2. Механизм совместного осуществления – мягкий проектно-ориентированный механизм передачи образовавшихся единиц сокращения выбросов иностранному инвестору. Участие в данном механизме могут принимать страны из списка Приложения 1 Киотского протокола, в который входит и Украина. В данном механизме государство уполномочивает предприятие (или объект), на котором реализуется проект совместного осуществления (СО), передать единицы сокращения выбросов иностранному инвестору, принимающему участие в финансировании этого проекта. (Схему МСО смотрите на рисунке №2).


Рис. 2. Механизм совместного осуществления

3. Механизм чистого развития – аналогичен механизму совместного осуществления. Участие в данном механизме предусмотрено для стран из списка Приложения 2 Киотского протокола, в который входят в основном развивающиеся страны.
На сегодняшний день Украина не превышает свою национальную квоту по выбросам парниковых газов и, следовательно, может принимать участие в установленных Киотским протокоом рыночных механизмах по передае квот (статьи 6 и 17 Киотского протокола) в качестве продавца.
Украина имеет право участвовать в двух механизмах торговли выбросами: международной торговле выбросами и механизме СО. Поскольку внутренней системы распределения квот на выбросы парниковых газов в Украине нет, то международная торговля выбросами может осуществляться только государством. При этом средства от торговли будут поступать непосредственно в государственную казну или в специальный фонд. Участвовать в механизме совместного осуществления имеют право отдельные предприятия разной формы собственности при усовии прохождения проекта через невисимую международную экспертиолучения одобрении от государства. Средства от продажи ЕСВ будут в этом случае поступать непосредственно на счет предприятия, которое реает проект СО.
Торговля выбросами с помощью проектов СО – это новая возможность привлечения предприятиями Украины иностранных инвестиций в энергосбеежение и техническую модернизацию. Инвестиции (вернее плата за единицы сокращения выбросов парниковых газов) могут достигать величины от 1,5 до 50 млн. евро на проект и составлять от 15 до 100% от общих необходимых инвестиций, в зависимости от типа проекта.

* Единица установленного количества (ЕУК) и единица снижения выбросов (ЕСВ) – понятия, используемые в Киотском протоколе для обозначения снижения выбросов парниковых газов (1 ЕУК = 1ЕСВ = 1 т СО2-экв.)

Правовая база для ПСО в Украине
Хроника событий:
В 1996 г. Украина ратифицировала Рамочную конвенцию ООН по изменению климата, а в 1997 стала Стороной конвенции.
В 1999 г. Украина подписала Киотский протокол, а 4 февраля 2004 г. – ратифицировала .
18 августа 2005 г. Распоряжением Премьер-министра № 346-р был утвержден национальный план мероятий по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата.
12 сентября 2005 г. Указом Президента Украины № 1239 Министерство охраны окружающей среды назначено координатором выполнения мероприятий по исполнению Украиной обязательств перед РК ИК ООН и Киотским протоколом.
29 декабря 2005 г. Правительственный комитет по вопросам развития агопромышленного комплекса и приодопользования (КМУ) утвердил поядок рассмотрения, утверждения и реализации проектов СО.
17 февраля 2006 г. Межведомственная комиссия по вопросам изменения климата утвердила порядок рассмотрения, утверждения и реализации проектов СО.
22 февраля 2006 г. Кабинет Министров Украины принял Постановление №206, которым утвердил порядок рассмотрения, одобрения и выполнения проектов СО в Украине. Этим постановлением завершено создание необходимой законодательной базы для реализации проектов СО в Украине.

Национальная процедура реализации ПСО
Процедура предусматривает следующие этапы:

Этап поддержки ПСО:
1. Потенциальный продавец ЕСВ (хозяин проекта) готовит и подает в Минприроды Украины проектную заявку в установленной форме для регистрации и рассмотрения
2. Минприроды Украины рассматвает проектную заявку на соответствие национальным критериям проектов СО, и в случае положительной оценки подает на рассмотрение Межведомственной комиссии по обеспечению выполнения Рамочной конвенции ООН об изменении климата (МВК)
3. После положительного решения МВК, Минприроды Украины подписывает письмо поддержки на дальнейю разработку проекта. В противном случае Минприроды Украины сообщает хозяину проекта об отказе с указанием причины.

Этап одобрения ПСО:
1. Потенциальный продавец ЕСВ (хозяин проекта) готовит и подает на рассмотрение в Минприроды Украины полное проектное предложение вместе с результатами независимой междунаодной экспертизы проекта
2. Минприроды Украины рассматвает проектное предложение и сооводительные документы и в случае положительной оценки подает на рассмотрение в МВК
3. После положительного решения МВК, Минприроды Украины подписывает письмо одобрения. В противном случае Минприроды Украины сообщает хозяину проекта об отказе с указанием причины.
4. Хозяин проекта обеспечивает мониторинг сокращения выбросов невисимой экспертной организацией, после чего подает отчеты мониторинга для регистрации в Минприроды Украны. Затем инвестору из Национального реестра передаются единицы сокращения выбросов.

Международная процедура реализации ПСО
Как правило, международные покупатели единиц сокращения выбросов (государственные учреждения или частные инвесторы) устраивают двухэтапный тендер для отбора наиболее интересных для них проектов, которые впоследствии становятся проектами СО. На сегодняшний день рынок углеодных кредитов – это рынок покупателей, поскольку покупатели представяют страны с развитыми рыночными экономиками в отличие от продавцов, имеющих существенно меньший опыт работы в рыночных отношениях. Покутели смогли быстро сформировать спрос на углеродные кредиты и даже в какой-то степени навязали правила игы на рынке, в то время как многие продавцы до сих пор еще не определись с оформлением своих предложений.

Типичная международная процедура:

Этап I:
1. Покупатель объявляет тендер на закупку ЕСВ
2. Потенциальный продавец ЕСВ подает проектную заявку, подготовенную по установленной форме, включая краткое технико-экономическое обоснование проекта (PIN) и письмо поддержки от Минприроды Украины
3. Покупатель (он же инвестор) оценивает поданные проектные заявки и отбирает наиболее интересные для дальнейшего участия в тендере.

Этап II:
1. Продавец готовит и подает полное проектное предложение, включая подробное ТЭО (PDD), бизнес план, письмо одобрения от правительства Украины и прочие сопроводительные документы, а также проходит независимую международную экспертизу (Валидацию) проекта
2. Покупатель оценивает поданные проектные предложения и отчеты невисимой международной экспертиы по этим проектам, после чего отбиет для заключения контрактов наиболее перспективные проекты для совместного осуществления
3. Покупатель заключает с хозяином проекта договор о продаже ЕСВ. В зависимости от условий договора покупатель либо перечисляет аванс в размере 30-50%, либо расплачивается с хозяином по факту передачи ЕСВ.
Возможные ПСО на территории Украины
Наиболее перспективные типы ПСО, которые можно реализовать на территории Украины, приведены ниже:
• повышение эффективности сжигания угля, жидкого топлива и приодного газа;
• утилизация шахтного метана;
• реконструкция коммунальных систем теплоснабжения;
• использование вторичных энергоесурсов;
• использование энергетически эффективных технологических процессов в металлургии, цементной, химической и других отраслях промышленности;
• сбор и утилизация выбросов метана на городских свалках твердых бытовых отходов;
• когенерация или комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (включая использование природного газа и альтернативных источников энергии);
• повышение энергоэффективности и герметичности газотранспортной системы;
• использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
• проекты по лесонасаждению;
• другие энергосберегающие проекты.

Принцип дополнительности ПСО
Все ПСО должны соответствовать хотя бы одному из принципов дополнительности, которые заключаются в том, что без реализации механизма совместного осуществления проект не смог бы состояться. Таким образом, не каждый проект, приводящий к сокращению выбросов парниковых гаов, может быть оформлен в качестве ПСО.
Ниже приведены три принципа дополнительности:
1. Проект является нерентабельным без прибыли от продажи единиц сокращения выбросов. Внутренняя ставка рентабельности проекта без продажи ЕСВ – низкая либо отрицательная, а с продажей ЕСВ она повышается до приемлемого для инвестора уровня. Т.е. без дополнительной прибыли от продажи ЕСВ проект не интересен для инвестора.
2. Проект имеет альтернативу, которая требует меньше вложений, но и приводит к существенно меньшему сокращению выбросов. Самый простой пример альтернативы – это продолжение существующей практики.
3. Проект преодолевает серьезные барьеры. Например: инвестиционный барьер, технологический, социальный и т.д.
Без обоснования дополнительности проект не может быть оформлен в качестве проекта совместного осуществления.

Стоимость ЕСВ
Прежде чем определиться со стоимостью ЕСВ, необходимо понять, что это за продукт и на каком рынке он продается? Проекты совместного осуществления предполагают фьючерсные контракты (соглашения о будущей купле-продаже ценных бумаг или товара по определенной цене). Единицы сокращения выбросов – это товар в будущем времени, который напрямую зависит от степени реализации проекта, а, следовательно, содержит в себе долю риска. Чем выше риск, тем ниже цена и наоборот! Но в любом случае ценовые пределы ЕСВ должен опредеять рынок, в данном случае фьючерсный рынок.
Очень часто этот рынок путают с внутри-европейской системой торговвыбросами, на котором цена 1 тонны углекислого газа в настоящее время составляет около 25 евро. Европейская система торговли выбросами является системой торговли закрытого типа между странами Европейского Союза (см. Рисунок №1). Торговля осуществяется между европейскими предприятиями, на которые были распределены квоты. Однако европейские предятия продают не единицы сокращения выбросов (ЕСВ), которые будут обованы в будущем, а единицы установленного количества (ЕУК), т.е. изки своих ликвидных активов. Ликвидный актив можно в любой момент обналичить без риска и потерь, в отлие от фьючерсного актива.

Консультанты по разработке ПСО
Задачей консультантов является обеспечение качественного диалога сторон заинтересованных в торговле выбросами. Одним из отечественных консультантов, предоставляющих свои услуги по разработке проектов СО явяется Научно-технический центр «Биомасса», разработавший более десятка ПСО в различных секторах экономики Украины.
Зачетный период по образованию единиц сокращения выбросов пока огничивается периодом 2008-2012 г.г. Это означает, что до 1 января 2008 года нужно разработать проект, пройти международную экспертизу, получить письмо одобрения от Минприроды Укны, зарегистрировать проект в конвенции ООН по изменению климата, заключить договор о продаже ЕСВ с инвестором и, самое главное, внедрить проект. Процедура оформления проекта занимает в лучшем случае 6 месяцев. Услуги консультантов нужны для того, чтобы сэкономить время и силы на оформление проекта совместного осуществления в соответствии с международными и национальными требованиями.

Возможный спектр консультационных услуг по проектам СО:
• идентификация проектов СО;
• разработка ТЭО проектов;
• разработка проектной заявки (этап-PIN);
• разработка проектного предложения (этап-PDD);
• подготовка «портфелей» проектов СО;

Примеры разработанных ПСО компанией НТЦ «Биомасса»:
1. Сжигание лузги подсолнечника для производства пара и электрической энергии на маслоэкстракционном заводе ОАО «Кировоградолия» Суть проекта: установка парового котла и когенерационного модуля для утилизации отходов производства – лузги семян подсолнечника. Сокращение выбросов достигается за счет замены природного газа на отходы проводства, недопущения органического разложения отходов после вывоза на свалку и за счет замещения потребяемой электроэнергии из сети. Ожидаемые ЕСВ: 50 тыс. т СО2/год или 250 тыс. т СО2е за 2008–2012 г.г.
2. Реконструкция системы коммунального теплоснабжения Автономной Республики Крым
Суть проекта: реконструкция и комплексная модернизация котельных и тепловых сетей. Сокращение выбросов достигается за счет замены старых котлов на современные с больм КПД, повышения КПД котлов за счет замены горелок и установки утиторов теплоты, перекладки участков трубопроводов с наибольшими потерями теплоты, установки 6-ти когенерационных установок, а также замещения природного газа биогазом с полигона твердых бытовых отходов на одной из котельных.
Ожидаемые ЕСВ: 120 тыс. т СО2/год или 600 тыс. т СО2 за 2008-2012 г.г.
3. Сбор метана на одесском полигоне твердых бытовых отходов Суть проекта: установка системы сбора биогаза с последующей его утицией в печах цементного завода. Ожидаемые ЕСВ: 60 тыс. т СО2/год или 300 тыс. т СО2 за 2008-2012 г.г.


Гелетуха Г.Г., Матвеев Ю.Б., Филоненко А.В.
НТЦ «Биомасса», Институт технической теплофизики НАН Украины
Комментарии
Loading
E-Mail:
следить за ответами