Поквартирные системы газового отопления в многоэтажных домах. Проблемы и перспективы

 8 263
13 октября в конференц-зале гостиницы "Днепр" специалисты отопительного рынка из различных государственных и коммерческих организаций, собрались за круглым столом, чтобы обсудить давно наболевшую проблему поквартирных систем газового отопления в многоэтажных домах.











Ведущий заседания круглого стола - Сигал Александр Исакович
Директор Института промышленной экологии

Участники круглого стола

Авдиенко Александр Петрович
Начальник управления архитектурно-конструктивных и инженерных систем домов и сооружений жилищно-гражданского назначения (Госстрой)
Амброзевич Петр Степанович
Начальник первого управления исследований и расследований Антимонопольного комитета Украины
Бешенко Валерий Витальевич
Директор компании "Термо"
Борко Александр Чеславович
Директор по продажам отдела термотехники Junkers компании "Роберт Бош Лтд"
Винницкий Александр Густавович
Директор филиала "Спецгазбудмонтаж"
Власюк Анатолий Васильевич
Директор института УкрНИИинжпроект
Горбачев Геннадиий Владимирович
Технический директор торговой марки "ДАНИ"
Гордиенко Виктор Федорович
Заместитель Начальника территориального управления Госнадзорохрантруда Киевськой области и г. Києва
Гурьев Валерий Егорович
Главный инженер ЧП "СК Комфорт" (Консоль)
Довбыш Виктория Юльевна
Директор департамента технического развития ОАО "Киевгаз"
Долинский Анатолий Андреевич
Директор Института технической теплофизики
Дудников Анатолий Пантелеевич
Директор Сертификационно-исследовательского центра отопительного оборудования
Захарченко Татьяна Александровна
Главный редактор жарнала "Отопление. Водоснабжение. Вентиляция + кондиционеры"
Зузанская Валентина Федоровна
Начальник отдела инженерно-технического обеспечения жилого фонда
Кузнец Александр Яковлевич
Глава правления Ассоциации инженеров энергоэффективных технологий
Куруленко Василий Владимирович
Главный инженер компании "Ферроли"
Максимчук Николай Степанович
Директор по техническим вопросам ДК "Газ Украины" НАК "Нефтегаз Украины"
Мурзин Александр Алексеевич
Менеджер по работе с ключевыми клиентами компании "Роберт Бош Лтд"
Овдиенко Андрей Анатольевич
Менеджер по сервису компании "Роберт Бош Лтд"
Паршин Александр Андреевич
Заместитель Главы правления Госкомэнергосбережения
Пинин Алексей Борисович
Представитель в странах СНГ компании "Вольф"
Сидорчук Анна Григорьевна
Ведущий специалист отдела жилищно-коммунальных услуг Первого управления исследований и расследований Антимонопольного комитета Украины
Скрипник Анатолий Петрович
Главный специалист Санитарно-эпидемиологической службы
Тишаев Сергей Викторович
Технический директор компании "Ферроли"
Трегубенко Владимир Федорович
Референт компании "Виссманн"
Трембовельский Виктор Александрович
Инженер компании "Виссманн"
Тронь Александр Яковлевич
Заместитель Начальника управления эксплуатации жилого фонда (Госжилкомунхоз)
Трофименко Юрий Ильич
Заместитель Начальника производственно-технического отдела АК "Киевэнерго"
Чубенко Дмитрий Андреевич
Президент Международной ассоциации термоэнергетических компаний

Власюк Анатолий Васильевич
Директор Института УкрНИИинжпроект

Открыл заседание круглого стола Власюк Анатолий Васильевич, директор Института УкрНИИинжпроект, который рассказал присутствующим историю законодательной стороны рассматриваемого вопроса.
"До начала 90-х годов в СССР (и в Украине в частности) все усилия были направлены главным образом на развитие систем централизованного теплоснабжения. В начале указанного периода по разным причинам (в том числе и из-за того, что средств на содержание централизованного теплоснабжения выделялось значительно меньше) эти системы стали давать больше сбоев, участились отказы, аварии и т.п. В связи с этим появилась необходимость поиска альтернативных методов отопления жилья. Именно тогда было принято решение обратиться к Госстрою Украины с просьбой провести корректировку действующих нормативных документов с тем, чтобы разрешить использование в Украине парапетного отопления, которое давало бы возможность индивидуального отопления жилья. В 1998 г. институтом УкрНДИИинжпроет по поручению Госстроя Украины было разработано Изменение № 8 к действующему тогда СниП "Газоснабжение", которое дало право устанавливать парапетное оборудование. С этого момента и началось внедрение этих конвекторов. В 2001 г. Изменение № 8 включили в ДБН "Газоснабжение". В ДБН было разрешено устанавливать приборы индивидуального отопления в домах до 10 этажей. Со временем Госстрой Украины под давлением Министерства здравоохранения принял решение о том, что этот пункт относится только к тем многоэтажным домам, где 100 % квартир переходят на индивидуальное отопление (другими словами, когда речь идет о полной реконструкции) или к новым домам, где индивидуальное отопление предусмотрено изначально. Однако вскоре Министерство здравоохранения Украины неожиданно заявило, что данный ДБН "Газоснабжение" не был с ними согласован. При том, что в техническом задании требования согласовывать ДБН с МинЗдравом не было. Он был согласован с Министерством экологии. Тем не менее, пункт 6.34, который давал возможность установления индивидуального отопления, решили "заморозить". В результате возникла дискуссия, которая не прекращается и по сей день".
В продолжение своего выступления г-н Власюк познакомил участников с существующими мнениями на этот счет.
"За прошедшие несколько лет высказывались чаще всего диаметрально противоположные точки зрения. Часть специалистов говорили, что допускать индивидуальное отопление ни в коем случае нельзя, другие придерживались противоположного мнения. Сегодня проблема заключается в определении объема подключения систем индивидуального отопления в многоэтажном доме. Если на такое отопление переходят несколько квартир, практически никто не чувствует от этого каких-либо неудобств, поскольку, как правило, сети, по которым подается газ к дому, а также сети внутри здания дают необходимое количество газа. Отключения нескольких квартир от системы централизованного теплоснабжения практически не влияет ни на источники газоснабжения, ни на что-либо еще. Проблема возникает в случае, когда на индивидуальное отопление переходит 15-25% и больше жителей дома. Она связана и с газопроводом, через который должен проходить газ для индивидуального отопления, и с сетями внутри здания, и с отоплением мест общего пользования, подвальных помещений, и с эффективностью централизованной системы теплоснабжения, которая была спроектирована для всего дома и т.п.
Часть специалистов считают, что поскольку индивидуальное отопление устанавливают те, кто имеет деньги, а все остальные остаются при централизованной системе теплоснабжения, условия последних значительно ухудшаются, поскольку источники теплоснабжения в централизованной системе продолжают функционировать в прежнем режиме, а содержат эту систему значительно меньшее число потребителей. Другие полагают, что централизованная система и без такого вмешательства разбалансирована и не выполняет свои функции.
В сложном положении оказались газовики, решающие вопрос предоставления технических условий на подключение к системе газоснабжения индивидуального отопления. Как бы они не поступили - выдали эти технические условия или нет- на них все равно подают в суд. Известны примеры (например, в Житомире), когда суды заставляют газо-эксплуатирующую организацию предоставить эти технические условия".
Как отметил Анатолий Васильевич Власюк, сейчас УкрНДИИинжпроект проводит работу по корректировке ДБН "Газоснабжение" по заданию Госстроя Украины.
"В связи с тем, что на данный момент нет окончательного решения о возможности использования индивидуального отопления в многоквартирных домах, работа не может быть завершена. Сегодня мы должны постараться найти то решение, которое позволило бы, с одной стороны, высокоэффективным системам индивидуального отопления найти свое место, и с другой - не ухудшать и без того не очень эффективные системы централизованного теплоснабжения".

Авдиенко Александр Петрович
Начальник управления архитектурно-конструктивныхи инженерных систем домов и сооружений жилищно-гражданского назначения

Далее слово было предоставлено Авдиенко Александру Пеетровичу, представителю Госстроя, который в начале своего выступления очертил полномочия Госстроя в обсуждаемом вопросе.

"Госстрой, как центральный орган уполномочен разрабатывать и внедрять нормативные требования, которые объединяют все требования государственных наблюдательных органов. Мы объединяем их в нормы, которыми пользуются проектировщики, строители, инвесторы для нового строительства и реконструкции старых сооружений. В этом плане управление, которое я возглавляю (управление архитектурно-конструктивных и инженерных систем домов и сооружений жилищно-гражданского назначения), занимается вопросами нормирования и внедрения новых технических решений в домах и сооружениях жилищно-гражданского назначения. Анатолий Васильевич Власюк достаточно полно описал проблему, которая сложилась сегодня с разработкой новой редакции государственных строительных норм. Каждые 5 лет мы пересматриваем их и по ходу возникновения новых технических решений, которые опробованы в процессе внедрения строительства, вносим в эти нормы изменения и выпускаем их с учетом современных требований рынка и тех новых технических решений, которые прошли испытания и имеют право на массовое внедрение".
Г-н Авдиенко рассказал присутствующим об истоках возникновения автономных систем.
"СССР - единственное государство, которое могло создать идеальное отопление в городах - централизованное отопление. В те времена с ним не было проблем. Сегодня обеспечение централизованным теплом осуществляется некачественно, поэтому человек задумывается о других методах отопления своего жилья. В малоэтажных и индивидуальных домах проблем не возникает. Иначе обстоит дело с внедрением такого отопления в многоэтажных домах.
В новом строительстве все просто: получаете технические условия централизованного поставщика, он или обязуется поставлять качественные услуги или говорит, что таких возможностей нет. В последнем случае вопрос отопления решает инвестор многоквартирного дома. Есть разные варианты его решения - крышные котельные (умеренная централизация) или децентрализация (автономные системы). Старые дома до 5 этажей (норма с 1989 г., СниП "Жилые здания") при реконструкции можно оборудовать дымовыми каналами. Ни у каких наблюдательных органов к этой проблеме вопросов не возникнет, потому что это наиболее безопасная система среди автономных поквартирных систем с позиции экологии и т.д.
Что касается законодательного регулирования этого вопроса, то мы над этим тоже работаем. Были проведены научные исследования, группа специалистов разных министерств согласовали между собой Изменение №8, которое автоматически перешло в новую редакцию ДБН "Газоснабжение". Мы провели серию экспериментальных исследований по внедрению автономных систем с дымовыми каналами в домах до 10 этажей. Ряд городов Украины еще 2 года назад получили от Госстроя разрешение на экспериментальное внедрение, сейчас мы собираем результаты. Прошли 2 зимы, 2 отопительных сезона, и организации, которые согласились за свои средства провести такой широкомасштабный эксперимент, дают нам в этом году отчеты об исполненной экспериментальной работе. По разговорам с инвесторами, все результаты позитивны. Мы поднимали вопросы повышения спектра использования таких отопительных систем до 10 этажей с Министерством здравоохранения, с г-ном Бережным, который заявил, что никаких претензий к внедрению таких систем у них нет.
Однако существует проблема внедрения так называемых парапетных котлов - это поквартирные котлы, которые работают на газе, но выпуск отработанных газов отводится на фасад. Были проведены испытания по внедрению таких систем. Экологические и научно-технические выводы весьма утешительны - жалобы на такой вид отопления не поступали. Основная проблема - некачественное предоставление услуг. Госжилкомунхоз разрешил отключаться от централизованного отопления, однако дальнейший механизм получения "Дозволу" недоработан. Госстрой за этот вопрос не отвечает".

По словам Александра Петровича Авдиенко, люди жалуются на то, что соседи выводят трубу прямо под окна, что вызывает значительные неудобства.
"Проведенные областной СЭС исследования показали, что выбросы не превышают допустимые нормы. Если говорить о концентрации выбросов, например, автобуса, они значительно выше выбросов, производимых котлом. Поручения Кабинета Министров на такие жалобы приходят Госстрою, частично Госжилокомухозу, потому что это касается существующего жилого фонда. Был проведен ряд совещаний по этому вопросу. В результате ассоциация производителей котельного оборудования предложила Госстрою, Министерству здравоохранения и Госжилкомунхозу проработать и вынести окончательное решение по этому вопросу. Мы получили от Министерства здравоохранения подтверждение, что их позиция остается неизменной. Госжилищкомунхоз ответил, что они сейчас прорабатывают новый порядок отключения от централизованных систем отопления и порядок перевода на автономные системы отопления. Госстрой в обращении к Кабинету Министров по вопросу рассмотрения этого Поручения предложил ряд решений, которые необходимо предпринять и на уровне Кабинета Министров дать соответствующие указания другим Министерствам.
Кратко остановлюсь на некоторых предложенных нами решениях:

  • Дать возможность заказчикам, которые понесли материальные затраты завершить переоборудование квартир согласно техническим условиям и проектной документации, согласованными в установленном порядке. При этом обязать местные органы исполнительной власти обеспечить строгий контроль за выполнением действующих нормативных требований и установленных правил государственных контролирующих органов.
  • Обязать Госжилкомунхоз, организации-поставщики тепловой энергии, местные органы исполнительной власти обеспечивать предоставление качественных услуг по централизованному теплоснабжению согласно нормативам и установленным правилам, не допуская снижение температуры в домах ниже установленных санитарно-гигиеничных норм.
  • Министерству здравоохранения, Антимонопольному комитету Украины организовать ряд проверок в течение отопительного сезона, который наступает, относительно соблюдения температурного режима и соблюдения тех санитарно-гигиеничных требований, которые прописаны в нормативных документах.
  • Министерству здравоохранения с привлечением соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти организовать на протяжении отопительного сезона техническое обследование домов, которые эксплуатируются с автономными системами отопления, и подготовить комплексные выводы относительно влияния на жилищную среду работы систем поквартирного отопления на газу и предложить регламент относительно их возможного использования. Этот регламент прописан в наших нормативных документах, в ДБН "Газоснабжение", где указаны требования по расстоянию от отвода продуктов на фасад до окон, концентрации газа и т.д. Эти нормы существуют, но на сегодняшний день они не удовлетворяют наши государственные учреждения.
  • Госжилкомунхозу совместно с Госстроем разработать и внедрить порядок проведения работ по модернизации систем централизованного отопления существующего жилищного фонда с переводом на автономные системы отопления там, где это рационально. Госжилкомунхоз, а также мы вместе с нашими институтами принимаемся за такую разработку, и я надеюсь, что на протяжении отопительного сезона это будет сделано.
  • Госстрою, Госжилкомунхозу, Министерству здравоохранения, Госнадзорохрантруда, Министерству экологии, Министерству топлива и энергетики, НАК "Нефтегаз" по результатам отопительного сезона на протяжении первого полугодия 2005г. откорректировать действующую нормативную базу с учетом современных технических решений, технологий и отопительного оборудования, освоенных отечественными предприятиями.

    Какие будут дальнейшие действия, сказать сложно. Кабинету Министров, отделу, который занимается проблемой обеспечения надлежащими условиями жилья, эта проблема известна. Этот вопрос на сегодня очень актуален. Я думаю, что основным для продвижения решения этого вопроса является объединение усилий производителей, всех ассоциаций, которые обращаются к нам. На сегодняшний день нет хорошей финансовой поддержки для проведения кардинальных исследований. Поэтому пока мы не можем сделать выводы - или автономное отопление имеет место быть или оно должно осуществляться с какими-то строгими ограничениями".

    Скрипник Анатолий Петрович
    Главный специалист Санэпидемслужбы (СЭС)

    Краткий комментарий по поводу всего сказанного дал Скрипник Анатолий Петрович Главный специалист Санэпидемслужбы (СЭС).
    "На протяжении этого и следующих отопительных сезонов ничего сделано не будет, потому что Госстрой, как автор ДБН, призывает всех к цивилизованному решению вопроса, а сам делает эту работу нецивилизованно. Нет необходимости ничего изучать, потому что априори уже сегодня можно сказать, что наше мнение, мнение Министерства здравоохранения в отношении парапетных котлов будет негативным. Потому что даже авторы ДБН в пункте Ж.21 Дополнения говорят, что "...запрещается планировать выход дымового канала через внешнюю стену...", например, "...сквозь фасады домов, которые находятся в непосредственной близости от участков детских дошкольных учреждений, школ, медицинских учреждений...". Под понятием "расстояние непосредственной близости" подразумевается несколько десятков метров. В то же время, при расположении соседского окна на расстоянии 25 см, выход дымового канала они считают допустимым.
    Даже если о необходимости провести исследования появится распоряжение правительства, никакие изучения проведены не будут - наше главное гигиеничное учреждение Министерства здравоохранения отказывается тратить чьи-то деньги (на такие исследования необходимо около 500 тыс. грн., т.к. это очень сложные даже с организационной точки зрения мероприятия). Смысла в проведении таких исследований нет.
    Все говорят, что на сегодняшний день существует богатая практика применения систем автономного отопления. Почему в доказательство этого не предоставляются зарубежные исследования? В Ужгороде проводились исследования моими коллегами. Но моя позиция на такие исследования однозначна - они все непрофессионально подготовленные, поскольку никто не имеет права делать выводы по результатам какого-то одного проведенного исследования".
    В заключение своего выступления г-н Скрипник отметил, что "несмотря на то, что мы были против Поручения Госстрою, Министерству здравоохранения и Госжилкомунхозу, мы его подписали". И процитировал: "...предполагающая схема организации работ по обеспечению отопления домов носит декларативный характер, построена на сборе случайных данных и не включает в себя программы серьезных научных исследований с определением источников финансирования и конкретных исполнителей...".

    Сигал Александр Исакович
    Директор Института промышленной экологии

    Директор Института промышленной экологии, ведущий заседания круглого стола, Александр Исакович Сигал отметил, что Украина, как и во многом другом, отличилась и в обсуждаемом на круглом столе вопросе.

    "У нас этот вопрос вынесен в разряд политических. Во всех остальных странах это вопрос технико-экономический и насколько целесообразно внедрение централизованного, умеренно централизованного или децентрализованного отопления решается для каждого конкретного случая на основе отдельных расчетов. Когда мы научимся делать эти подсчеты, давать нормальные технико-экономические обоснования, тогда, наверное, и придем к инженерным решениям, дающим ответы на вопросы. Но проблема заключается именно в том, что для того, чтобы сделать нормальный технико-экономический расчет, нужны соответствующие стартовые условия. А они у нас политические - государство проводит определенную протекционистскую политику".
    Г-н Сигал отметил, что во многом существующей неразберихе способствует различная цена на газ.
    "При сжигании кубического метр газа для отопления помещения от централизованной системы теплоснабжения и от локального котла исходные энергоносители имеют различную стоимость. Понятно, что при неодинаковых исходных условиях сведенные технико-экономические обоснования ни к чему нас не приведут. Протекционистская политика государства должна быть направлена с точностью до наоборот. Государство по логике вещей должно быть заинтересовано в сохранении имеющегося централизованного теплоснабжения. В этом должны быть заинтересованы и газовики. А сегодня 1 м3 газа, проданный ими в централизованные котельни, стоит выше, чем тот же 1 м3 газа, проданный населению“.

    Винницкий Александр Густавович
    Директор филиала "Спецгазбудмонтаж"

    Директор филиала "Спецгазбудмонтаж" Винницкий Александр Густавович не замедлил с комментарием относительно цен на газ.
    "Нам, газовщикам, все равно, кто берет газ - централизованная котельная или индивидуальный жилец, важно чтобы покупатель платил. Например, "Киевэнерго", централизованный потребитель газа, платит нам всего 40% из того, что он берет. А население, за редким исключением, как раз платит исправно. Цена для бюджетных организаций и населения - это одна цена, а для всех остальных - другая".

    Тронь Александр Яковлевич
    Заместитель начальника управления эксплуатации жилищного фонда

    Представитель комитета жилищно-комунального хозяйства (Госжилкомунхоз), Тронь Александр Яковлевич, вернулся к общему вопросу внедрения автономных систем отопления и отметил, что Комитет занимается этой проблемой.
    "Буквально на прошлой неделе прошло совещание, куда были приглашены и МинЗдрав, и НАК "Нефтегаз Украины", и "Киевэнерго", и Облгосадминистрации. Сегодня в отдельных населенных пунктах Украины 100% домов переведено на индивидуальное отопление. Комитетом сейчас разрабатывается программа теплоснабжения населенных пунктов, и я думаю, к началу следующего года она будет направлена Кабинету Министров. Будет четко разработано, какой населенный пункт можно полностью переводить на индивидуальное отопление, какой частично, а какой вообще нельзя. Сегодня мы ведем работу с Институтом Нетрадиционных Энерготехнологий и Инжиниринга, который будет разрабатывать порядок переведения домов на индивидуальное отопление. Этот документ до конца года будет разработан".

    Овдиенко Андрей Анатольевич
    Менеджер по сервису компании "Роберт Бош Лтд"

    Для того, чтобы выслушать позицию коммерческих организаций, слово было предоставлено Овдиенко Андрею Анатольевичу, менеджеру по сервису компании "Роберт Бош Лтд"
    Г-н Овдиенко выразил необходимость при выборе того или иного источника тепла использовать зарубежный опыт.
    "В Германии стоимость газа для населения в 12 раз выше, чем у нас. Для предприятий газ стоит еще раза в три больше. Центральное отопление никогда не будет эффективно в плане экономии средств. Человек должен платить за обслуживание котельной, за транспортировку этого газа и т.д. И сегодня он переплачивает в среднем в 2 раза. В то время, как автономное отопление обходится в 2 раза дешевле, поскольку потребитель оплачивает только фактически потребленную энергию.
    Еще одно преимущество автономных систем - отсутствие дублирования системы отопления. У нас не все ставят радиаторы - в основном используют обогреватели. А откуда берется электроэнергия? Ее воруют, когда подключаются к центральному отоплению, как к источнику заземления. Блуждающие токи как следствие такого подключения являются причиной образования точечной коррозии на трубопроводе.
    Преимуществом индивидуального отопления можно считать и возможность проведения в отдельной квартире работ по замене труб. Если прорывает трубу в централизованной системе - отключается весь дом. И как показывает практика, такие отключения чаще всего происходят на несколько дней, в результате чего люди испытывают дискомфорт".
    Также г-н Овдиенко отметил, что применение котлов с закрытой камерой сгорания позволяет устранить проблему вентиляции помещения.
    "В котле с герметичной камерой сгорания, в отличие от парапетного котла, никогда не произойдет так называемое опрокидывание тяги. В этих котлах - низкие выбросы, они допустимы в пределах даже наших высоких норм, которые намного жестче многих других. В Италии 15 млн. квартир с автономным отоплением. В Южной Корее в зданиях до 25 этажей можно использовать газ. В России только один Смоленск имеет 1,5 тыс. квартир с автономным отоплением. В Молдавии 95% используют только котлы с герметичной камерой сгорания. Нам необходимо учиться у Запада, полагаться на их нормы. Мы как завод-производитель готовы предоставить документацию, провести обучающие программы, семинары. Нам стоит применять эти системы, нам нужно разработать технические условия, при которых такие системы можно применять. Кстати, в Украине уже имеется положительный опыт применения таких котлов. В Днепропетровске, например, застройщик "Созидатель" смонтировал целый блок таких квартир (70 квартир), которые используют котлы с герметичной камерой сгорания".
    "...На сегодняшний день, несмотря на все запреты, люди ставят автономные системы, идут в суд, заявляют, требуют, и суд их требования удовлетворяет. Мне не известен ни один случай, когда бы суд отказал в установке автономного котла. В постановлении Кабинета Министров говорится о том, что каждый человек, который имеет центральное отопление, имеет право от него отключиться. И тут же ему выдвигают определенные требования: соблюдение проектной документации и санитарно-технических норм. В результате возникает ряд вопросов: Чем он будет отапливать помещение? Будет ли он делать это все время? Не возникнет ли дисбаланс и т.д.?".
    В заключение Андрей Анатольевич Овдиенко предложил государственным организациям разработать единый документ, который бы четко определял права и обязанности по данному вопросу, а не великое множество документов, которые существуют сегодня.

    Максимчук Николай Степанович
    Директор по техническим вопросам ДК "Газ Украины "НАК "Нефтегаз Украины"

    Директор по техническим вопросам ДК "Газ Украины" НАК "Нефтегаз Украины" Максимчук Николай Степанович отметил, что часто газ используется не по назначению.
    "Нередко для отопления люди используют всевозможные подручные средства, в том числе и газовые плиты. Таким образом, тот газ, который положен по нормам для приготовления пищи, расходуется на обогрев помещений. В результате имеем 5 млрд. м3/год убытков газа, которые не предусмотрены никакими нормативами. Хочу заметить, что с установкой газовых счетчиков в квартирах потребление газа резко снижается".
    Относительно автономного отопления г-н Максимчук отметил, что "такой альтернативный вид отопления как газ необходимо стремиться использовать разумно и экономно и в то же время с как можно большей отдачей КПД. Для каждого гражданина Украины показатель КПД будет одной из важных статьей экономии в его домашнем бюджете".

    Тишаев Сергей Викторович
    Технический директор компании "Ферроли"

    Технический директор компании "Ферроли" Тишаев Сергей Викторович, остановился на вопросе замены труб при децентрализации отопления.
    "Стандартная схема, по которой собираются исходные данные на этапе проектирования, выглядит приблизительно так - сначала берется общее потребление газа (по потреблению газа и по давлению газа в точке отбора, который варьируется в каждом отельном случае), на основе полученных данных проектная организация делает проект газоснабжения. Это проект согласовывается в Горгазе. Диаметр газопровода как рекомендованный выдается для проектантов, согласовывается и потом устанавливается труба. Это касается внешних сетей.
    Теперь относительно внутренних и газовых стояков в домах. Возьмем газифицированный дом, в котором установлены колонки. Газовая тепловая колонка ВОТГ 18 имеет расход газа 2,3 м 3/час. Это паспортные данные этого оборудования, которые закладывались в проект при газификации такого дома. Возьмем как альтернативу котел, который помимо отопления рассчитан на горячее водоснабжение. Он имеет показатель расхода газа 2, 73 м3/час. Возникает вопрос о диаметре труб - надо ли менять газовые стояки, внутренние трубы? Мы приводим расчеты, согласно которым в такой замене нет необходимости. Если даже с 1-го по 10-й этаж все колонки заменят на котлы, 9% при сохранении скорости в трубе никак не повлияют на диаметр труб. Более того, вряд ли вы подберете такую трубу, диаметром на 9% больше".
    В заключение г-н Тишаев отметил: "Мы уже слышали заявление СЭС о том, что никакие представленные расчеты они не будут принимать во внимание. Но пути решения этого вопроса необходимо искать, потому что люди будут ставить оборудование нелегально и требовать компенсации от того же СЭС за то, что они живут в нечеловеческих условиях. Я призываю Министерство здравоохранения и СЭС к диалогу. Давайте поставим вопрос о привлечении независимых организаций и институтов. Я согласен, что пример нескольких домов не показателен. Но нельзя требовать, чтобы каждая квартира была обследована, а, судя по всему, к этому склоняется позиция Министерства здравоохранения. Думаю, что это тупиковое решение".

    Долинский Анатолий Андреевич
    Директор Института технической теплофизики

    Долинский Анатолий Андреевич, директор Института технической теплофизики, считает, что рассуждения о том, стоит ли внедрять системы индивидуального отопления, бесполезны.
    "Прогресс нельзя остановить. То, что человеку удобно, он всегда будет добиваться любой ценой.
    Институт технической теплофизики наиболее подготовлен к комплексной модернизации коммунальной энергетики: продление жизни котлов, труб, тепловых пунктов, оснащение современным котельным оборудованием, вопросы утилизации, когенерации, вопросы приборного обеспечения. Сегодня мы готовы представить приборное обеспечение тарелочных устройств на самом современном уровне, по ценам значительно дешевле импортных".
    Рассказал г-н Долинчский и о том, что в данное время готовится устав создания консорциума под идейным руководством академического института, что уже согласовано с президентом академии наук. "В этот консорциум вступают организации как государственной, так и негосударственной формы собственности, которые имеют опыт работы в модернизации коммунальной энергетики. Здесь будут рассматриваться вопросы аудита, расчетов, проектов, монтажа, пусконаладочных работ и многие другие. Мы надеемся, что именно в этой организации будут решаться вопросы коммунальной модернизации энергетики Украины. Уже есть опыт таких решений по киевскому, крымскому, черниговскому региону и т.д. Цель одна - повышение эффективности использования топлива, повышение КПД хотя бы до 92 - 94%. Объединение специалистов из разных областей - аудиторов, исследователей, проектантов, монтажников, наладчиков - должно дать хороший результат".

    Горбачев Геннадий Владимирович
    Технический директор торговой марки "ДАНИ"

    Горбачев Геннадий Владимирович, технический ди ректор торговой марки "ДАНИ" считает, что какие бы котлы не изобретали - пусть идеальные, с нулевым выбро сом, МинЗдрав их не признает.
    "Какое бы количество денег на исследования не выделялось - 500 тыс., 5 или 10 млн. гривен - никто их проводить не будет. А если и будут - МинЗдрав никогда их не примет.
    Весной и Госстрой, и Госжилкомунхоз активно поддер живали идею внедрения индивидуального отопления. По том идея поддалась корректированию. Возник миф о якобы слишком большой конкуренции центральному отоплению. Но это не так. Прежде всего потому, что мы сами поддержи ваем идею центрального отопления и разумно его исполь зуем в малых городах.
    Если говорить о проблеме выбросов, этот вопрос не вхо дит в компетенцию МинЗдрава - это вопросы экологии. При согласовании ДБН на тот момент важнейшим было согласо вание с Министерством экологии, которое было выполнено".
    Проблему корректировки ДБН г-н Горбачев затронул более подробно.
    "Этот вопрос возник 11 августа 2004г. Многие присутст вовали на этом совещании под председательством г-на Семчука (Глава государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хазяйства. Прим. редакции), где изначально была поставлена задача откорректировать ДБН, которая так и не была выполнена. Я считаю, что корректи ровать ДБН нельзя, потому что мнения могут меняться каж дый год в зависимости от руководства этих служб. Основ ным вопросом должен стать вопрос отзыва запретительных писем МинЗдрава".

    Анатолий Васильевич Власюк, директор Института УкрНИИинжпроект, выслушав несколько мнений участ ников на счет автономного отопления, подчеркнул, что в каждом конкретном случае должно приниматься реше ние на основе обоснованных просчетов.
    "Для того чтобы принимать оптимальное решение, нуж но чтобы нормативная база позволяла выбирать эти опти мальные варианты. У нас все знают, что индивидуальное отопление по сравнению с централизованным в 2-3 раза дешевле. В то же время для получения нормативного доку мента его надо согласовать с целым рядом контролирую щих органов центральной исполнительной власти. И если на разработку нормативного документа еще находятся ка кие-то средства, то на исследования, которые можно было бы предоставить МинЗдраву и другим контролирующим органам, как правило, средств никто не выделяет. В резуль тате при согласовании эти организации вычеркивают все, что они считают нужным и заставляют формулировать так, как им кажется правильным. А другая сторона не может подкрепить свои аргументы результатами исследований и расчетов.
    С такими расчетами можно идти в суд и доказывать свою правоту на основе закона об энергосбережении, мас сы постановлений и различных документов с требованиями уменьшения потребления природного газа в Украине. Не понятна позиция Министерства здравоохранения, которое существует за счет бюджетных денег, в том числе и наших налогов. Зная, что проблема сбережения газа существует с 2001г., оно до сегодняшнего времени ничего не сделано для того, чтобы деньги, полученные из бюджета направить на такие исследования. Если позиция Министерства здравоох ранения как пассивного контролера не будет изменена, ни чего в лучшую сторону не изменится".

    На вопрос г-на Горбачева, технического ди ректора торговой марки "ДАНИ", почему прове денные областными экологическими института ми исследования, которые показали безвред ность выбросов котлов МинЗдрав не принимает, Анатолий Петрович Скрипник, главный спе циалист СЭС, ответил, что МинЗдрав готов к лю бым дискуссиям, но пока тратить деньги на ис следования не видит смысла. И заявил, что ника кие исследования экологических институтов не проводились и в МинЗдрав не были предостав лены".
    По видимому, Министерство здравоохране ния не заинтересовано "заметить" на своем столе исследования, подтверждающие экологическую безопасность выбросов парапетных котлов.

    Бешенко Валерий Витальевич
    Генеральный директор ЗАО "Терма"

    "Государство в Законе об энергосбережении, а также в других документах говорит о программе энергосбережения в Украине. И мы все активно взялись за выполнение этой программы. Политический вопрос состоит только в том, что государство в лице тех, кто переиздает ДБН, меняет правила игры во время игры. В результате сложно выжить не только потребителю, но и компаниям-производителям. Но, кажется, государственные органы забыли, что все мы выполняем государственную программу энергосбережения.
    По закону потребитель имеет право отключиться от централизованного отопления. В приказе НАК "Нефтегаз Украины" говорится о том, что единственным критерием присо-
    единения является гидравлический расчет. НАК "Нефтегаз Украины" указал в своем письме ГосЖКХ, что газотранспортная организация не в праве отказать в выдаче технических условий, потому что на это есть соответствующий документ.
    Кроме юридического обоснования того, что мы можем работать и устанавливать котлы, существует еще и нормативно-техническая база. Мы работаем на основе законов и нормативно-технической базы. А именно согласно:

  • Конституции Украины (ст.ст. 27, 28, 29, 42, 48, 50, 56, 68);
  • Закону Украины "О защите прав потребителей" (ст. 4, п.1);
  • Правилам "Об оказании услуг населению по тепловодоснабжению и водоотведению" №1797 от 30.12.1997г.;
  • Приказу НАК Нефтегаз Украины № 79 от 26. 03. 2001
  • "Порядок доступа к газораспределительной системе";
  • Закону Украины "О защите экономической конкуренции";
  • ДБН В 2.5-20-2001 "Газоснабжение";
  • СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция, кондиционирование", п.3.20;
  • СНиП "Жилые здания" 2.08.01-89;
  • ДБН А 2.2-3-97 "Состав, порядок, разработки, согласо-вания и утверждения проектной документации для стро ительства";
  • ВСН 61-89 (р) "Реконструкция и капитальный ремонт жи лых домов. Нормы проектирования";
  • Рекомендациям по проектированию крышных, встроенных и пристроенных котельных установок и установки бытовых теплогенераторов, работающих на природном газе (приложение 4);
  • Правилам безопасности систем газоснабжения Украины.

    Учитывая эту нормативную базу, мы считаем недопустимым введение каких-либо административных барьеров со стороны государственных органов.
    СЭС и МинЗдрав говорят о том, что ДБН незаконный. А фирмы, выполняющие работы, действуют согласно Законодательству. Согласно СНиП "Газоснабжение" 1987 поквартирная установка индивидуальных котлов в многоэтажных домах разрешена до 5 этажа. Сейчас она возможна до 10 этажа".
    Относительно того, что СЭС и МинЗдрав противостоят установке поквартирного отопления в многоэтажных домах, ссылаясь на то, что это вредит здоровью людей, Валерий Витальевич Бешенко считает, что правильность этой позиции необходимо доказать.
    "Для исключения произвольных действий со стороны организаций по выдаче технических условий, мы считаем необходимым разработать единый порядок выдачи технических условий на установку отопительных газовых аппаратов в квартирах многоэтажных домов в соответствии с существующей нормативно-правовой базой. Если работы выполняются специализированной организацией, правильно, в соответствии со всеми техническими условиями и согласно ДБН, не будет никакой ошибки. Госстрой, Гомнадзорохрантруда, Госжилкомунхоз, СЭС должны проконтролировать организации, которые проводят монтаж на местах, чтобы не допустить выполнение работ организацией, не имеющей на то лицензии, дилетантом".

    Трегубенко Владимир Федорович
    Референт компании "Виссманн"

    Трегубенко Владимир Федорович, компания "Виссманн", считает, что позиция СЭС относительно внедрения автономных котлов непонятна.
    "В основе этого вопроса лежит экономический фактор. Отделение от центрального отопления ведет к снижению прибыли ГосЖКХ. Также возникает технический вопрос по установке теплосчетчиков. Сегодня дома нового строительства оборудованы теплосчетчиками, этому обязал Госстрой. А в уже построенных домах установка теплосчетчиков осложнена из-за того, что расчет ведется по укрупненным показателям, которыми можно легко манипулировать.
    Хотелось бы отметить три важных фактора, которые необходимо учитывать при отсоединении от централизованного теплоснабжения. Первый: гидравлическое тепловое разрегулирование теплосистемы в здании. Второй: труба централизованного отопления будет проходить по квартире, которая отапливается автономно, тем самым отдавая тепло бесплатно. И третий: соседние квартиры будут нагревать квартиру с автономным отоплением.
    И это тоже решается. Что влияет на гидравлическую регулировку? Это тип системы, верхняя, нижняя разводки, расчетный перепад температур, наличие местных сопротив-
    лений, количество циркуляционных колец.
    При однотрубной системе разрегулировка происходит сложнее по сравнению с двухтрубной системой. Она происходит сама по себе за счет гравитационных сил при изменении температуры теплоносителя. Гидравлические системы допускают невязку колец до 15%. То есть 4 квартиры с одного стояка 9-ти этажного дома можно свободно отключить от центрального отопления без разрегулировки. При подключении большего количества квартир надо решить технически вопрос. Создавать проекты, делать расчеты или ставить шайбу, расходную диафрагму. И этот вопрос решается без особых проблем.
    Что касается бесплатного тепла за счет стояка, проходящего по квартире с автономным отоплением, то этот вопрос тоже решается технически - стояк теплоизолируется".
    Сделал г-н Трегубенко и несколько замечаний по поводу экономической стороны вопроса.
    "Только около 0,2% квартир из существующего жилого фонда (10 млн. квартир) в год внедряется новая передовая техника. Это не сможет существенно повлиять на прибыль
    ГосЖКХ. А на счет позиции МинЗдрава, то она вообще неаконна - если вы хотите что-то запретить, то ссылайтесь на законодательство.
    У конденсационных котлов, например КПД достигает 109% за счет того, что у них используется q высшее, а не q низшее (как в остальной технике). Выбросы NOx для горелки "Матрикс" составляют 16 мг/кВт, в то время как нормы дают 200 мг/кВт и выше. Поэтому жалобы соседей на выбросы NOx не обоснованы и скорее продиктованы завистью, чем реальной угрозой здоровью. Запрет происходит без ссылки на соответствующие документы".

    Чубенко Дмитрий Андреевич
    Президент Международной ассоциации термоэнергетических компаний

    Чубенко Дмитрий Андреевич, президент Международной ассоциации термоэнергетических компаний отметил, что "кустарная" установка любого котельного оборудования на объекты приводит иногда к пожарам, отравлениям СО2...
    "Нам известна также проблема "черного" ввоза в Украину оборудования, которое предназначено для других регионов и, соответственно, для других условий (газ, вода и т.д.). Появляются проблемы с обслуживанием и функционированием системы в общем, повышается уровень травматизма.
    Вопрос сервиса также встает на повестке дня. Не все фирмы сегодня отягощают себя должным обучением персонала и обеспечивают действительно профессиональный сервис в регионах. Хотя большинство серьезных компаний, которые пришли на этот рынок, все же беспокоятся о подготовке профессионалов".
    Также существует проблема с профессиональной подготовкой газовщиков в регионах, отметил г-н Чубенко. В Киеве эта проблема не настолько явная.

    Горбачев Геннадий Владимирович: "В Житомире был случай. За разрешением установить автономную систему отопления жилец обратился к санитарному врачу - тот разрешения не дал. Хозяин подал в суд и выиграл дело - котел установили. К санитарному врачу обратился сосед предыдущего "героя", на что тот ответил: подавай в суд, тогда я дам тебе разрешение". Вот и все! Власть не хочет брать на себя ответственность".

    Гордиенко Виктор Федорович
    Заместитель начальника Территориального управления Госнадзорохрантруда Киевской области и г. Киева

    Гордиенко Виктор Федорович, заместитель начальника Территориального управления Госнадзорохрантруда Киевской области и г. Киева, поддержал позицию санитарно-эпедемиологической службы.
    "Поквартирное отопление будущего не имеет. Например, стояк диаметром 3/4", который проходит с 1-го по 9-й этаж через все кухни. Если все квартиры повесят на один стояк котлы, его нужно переделывать. При последующей проверке "КиевГаз" будет предъявлять претензии по оплате каждому жильцу этого парадного. Наверняка кто-то не уплатит (нормальное явление для нашей страны). Соответственно, газовые стояки должны проходить по лестничной клетке. На стояке, на каждом квартирном ответвлении должен стоять счетчик и отключающее устройство, которое позволит газоснабжающим организациям в случае неуплаты отключить подачу газа в конкретную квартиру. Однако прокладка газовых стояков по лестничной клетке запрещена пожарными. В то же время в Киеве существует практика прокладки газовых стояков по лестничным клеткам. И данных о несчастных случаях на сегодняшний день нет, а вот случаи отравления продуктами сгорания известны.
    Необходимо разработать схему вывода отходящих газов в многоэтажных домах. На данный момент в Киеве строится 17-ти этажный дом, в котором в виде эксперимента нами разрешено поквартирное отопление, но с 2-мя блоками дымовых каналов: с 1-го по 9-й этаж и с 9-го по 17-й. В этом видится будущее. Вывод трубы на фасад здания портит общий вид дома (закопченность стен), поэтому Госнадзорохрантруда запрещает выводить дымовую трубу на фасад здания".

    Амброзевич Федор Степанович
    Начальник первого управления исследований и расследований Антимонопольного комитета Украины

    Амброзевич Федор Степанович, начальник первого управления исследований и расследований Антимонопольного комитета Украины познакомил присутствующих с Протоколом 4 заседания межведомственной комиссии.
    "В июне предполагалось, что ЖКХ разработает порядок отключения от централизованной системы отопления с учетом требований МинЗдрава. Некоторые местные власти (исполкомы) разрабатывают данные системы на местах. Проблема отсутствия, несвоевременности и низкого уровня централизованного отопления ведет к тому, что жильцы вынуждены прибегать к опасным нецивилизованным методам обогрева (например, греть кирпич на плите), что также негативно влияет на здоровье. Также низкий уровень услуг централизованного теплоснабжения ведет к образованию плесневелых грибков на стенах квартир и как результат порчи всей строительной конструкции. Позиция антимонопольного комитета следующая - мы не поддерживаем изменения в ДБНах. По закону потребитель имеет право ВЫБОРА. Система центрального отопления является естественной монополией, об этом много говорилось, и наша точка зрения заключается в том, что она должна быть подвержена экономическому давлению со стороны потребителя, который имеет право выбора наиболее удовлетворяющей запросы потребления системы. Низкое качество услуг центрального отопления, температура, поддерживаемая в квартирах, достигает только 14 °С, заставляет потребителя искать альтернативные источники тепла. Если бы существовал контроль системы центрального отопления со стороны МинЗдрава, а также были установленные нормы температуры в отапливаемых помещениях (15-18 °С), все стало бы на свое место. Антимонопольный комитет будет защищать право потребителя на выбор источника тепла".

    Резолюция участников круглого стола

    13.10.04. г.Киев

    Рассмотрев вопросы по заданной теме и проведя обмен мнениями, участники "круглого стола" констатируют, что за последние 3-5 лет в Украине из-за резкого ухудшения теплотехнических и санитарных условий проживания населения в многоэтажных домах. Из-за низкого качества услуг центрального теплоснабжения и значительного их подорожания получило широкое распространение внедрение энергосберегающих технологии в теплоснабжении многоэтажных жилых домов и отдельных квартир путем установки котлов индивидуального отопления. Такой подход в теплоснабжении позволяет значительно экономить затраты на энергоносители как потребителей, так и государства. При этом решается первостепенная задача - обеспечения населения стабильным теплом и горячей водой.

    Это прогрессивное направление в теплообеспечении населения закреплено существующей нормативно-правовой базой:

  • Конституцией Украины (ст.ст. 27, 28, 29, 42, 48, 50, 56, 68);
  • Законом Украины "О защите прав потребителей" (ст. 4, п.1);
  • Законом Украины "О защите экономической конкуренци" (ст. 50, п.2, ст. 13, ч.1);
  • Правилами "Об оказании услуг населению по тепловодоснабжению и водоотведению" №1797 от 30.12.1997г.;
  • Приказом НАК "Нефтегаз Украины" № 79 от 26. 03. 2001 "Порядок доступа к газораспределительной системе".

    Кроме юридического обоснования, данное направление обеспечено соответствующей нормативно-технической базой:

  • ДБН В 2.5-20-2001 "Газоснабжение";
  • СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция, кондиционирование", п.3.20;
  • СНиП "Жилые здания" 2.08.01-89;
  • ДБН А 2.2-3-97 "Состав, порядок, разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства";
  • ВСН 61-89 (р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования";
  • Рекомендации по проектированию крышных, встроенных и пристроенных котельных установок и установки бытовых теплогенератов, работающих на природном газе (приложение 4)
  • Правила безопасности систем газоснабжения Украины.

    Учитывая вышесказанное, участники "круглого стола" считают неправомерным введение административных ограничений на оборудование автономного отопления в квартирах многоэтажных жилых домов. Право выбора услуг потребителем обусловлено качеством и ценой. Поэтому введение административных ограничений в п.6.34 проекта новых ДБНВ 2.5-20-2001 на установку котлов, конвекторов в отдельных квартирах недопустимо. Разрешение на установку указанного оборудования только в подъезде или доме лишает большинство жителей многоквартирных домов возможности обеспечить себя теплом в соответствии с их потребностями.
    Для исключения неправомерных организаций, от которых зависит внедрение квартирных отопительных систем участники круглого стола считаем необходимым разработать "Единый порядок выдачи технических условий на установку газовых отопительных аппаратов для автономного отопления в квартирах многоквартирных жилых домов" в соответствии с существующей юридической и нормативно-технической базой.
    Также участники круглого стола считают, что установку газового отпительного оборудования должны выполнять только организаци, которые имеют соответсвтующие лице

  • Найдите все свои архитектурные решения через TRUBA.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

    Новое и лучшее

    Теплоізоляція