Состоялась пресс-конференция `Украинский кондиционерный рынок на пике сезона: проблемы и перспективы развития`

10 июня 2009 г. в информагентстве `УНИАН` состоялась пресс-конференция на тему `Украинский кондиционерный рынок на пике сезона: проблемы и перспективы развития`.

Директор компании `Ликонд` Владимир Степура озвучил основные тенденции на украинском рынке климатического оборудования, которые сложились в текущем году.

До 2008 г. рынок Украины демонстрировал стабильные темпы роста. Украина входила в десятку стран, которые обеспечивали более 85% общего рынка кондиционеров воздуха в Европе. Но уже в конце 2008 г. во всей Европе и в Украине в том числе, наметились тенденции к спаду объемов продаж, которые в полной мене отразились в 2009 г.
Специалисты считают, что 2009 год на украинском рынке кондиционеров воздуха пройдет под влиянием финансово-экономического кризиса, который затронул все отрасли экономики.

В сегодняшних условиях эксперты рынка озвучили следующие тенденции и прогнозы по поводу развития украинского кондиционерного рынка:

1. Доминирующим фактором при формировании отношений между операторами рынка будет финансово-экономический кризис. Отношения между операторами рынка станут более прагматичными.
2. Ощутимым будет давление складских запасов 2008 года, нераспроданных из-за снижения уровня потребления и кризиса неплатежей в прошлом году. Закупка новых партий оборудования будет идти более консервативно. Некоторые компании большую часть года будут распродавать складские запасы.
3. Произойдет уход с рынка неконкурентоспособных в новых условиях работы операторов: снижение рыночной доли, закрытие офисов, подразделений, филиалов, прекращение бизнеса инсталляционными компаниями (активизация этих процессов ожидается с осени 2009 года).
4. Существенное снижение рентабельности кондиционерного бизнеса.
5. Сокращение продаж климатического оборудования: снижение покупательской способности населения (инфляция, безработица, кредиты), ухудшение финансово-экономической ситуации в стране.
6. Если ситуация с украинской гривной выйдет из-под контроля НБУ и ее курс будет `падать`, курсовые риски будут активно включаться в стоимость климатического оборудования.
7. Расширение спектра сервисных услуг и повышение уровня сервисного обслуживания со стороны сервисных компаний, в связи с наличием достаточного количества квалифицированного персонала на рынке и на фоне ужесточения конкурентной борьбы за потребителя.
8. Накопление значительного объема `отложенных` проектов, которые в будущем, после окончания кризиса, позволят кондиционерному рынку достаточно быстро и стабильно набирать обороты.
9. Увеличение рыночной доли японских брендов, в основном за счет снижения доли корейских и китайских (в первую очередь ОЕМ).
10. В любом случае рынок ожидает обновление. Спад, начавшийся в конце 2008 года, вероятнее всего закончится к весне 2010. После этого кондиционерный рынок постепенно начнет расти, но уже на новом витке своего развития.

В нынешних условиях факторами минимизации влияния кризисных явлений на бизнес кондиционерных компаний (поставщиков и инсталляторов) могут стать:

1. Снижение затрат: на аренду офисных помещений (за счет сокращения арендуемой площади или переноса офиса); сокращение площади складских помещений; оптимизация затрат на рекламу и PR за счет сокращения тех направлений, которые не связаны с маркетинговым результатом; сокращение и минимизация складских запасов основного оборудования, комплектующих и запчастей.
2. Сокращение избыточных мощностей и рабочих мест путем оптимизации (вплоть до сокращения) штата сотрудников; `замораживание` или снижение зарплат сотрудникам; снижение уровня зарплат при приеме на работу новых сотрудников.
3. Пересмотр и изменение условий кредитования/ оплаты: сокращение товарных кредитных линий для покупателей; ужесточение требований по условиям и срокам оплаты от заказчика за поставляемое оборудование (100% предоплата или максимальный % предоплаты) за оборудование по всей цепочке продаж `дистрибьютор – дилер – конечный заказчик`; ужесточение требований по условиям и срокам оплаты от заказчика за выполняемые работы (максимальный % предоплаты за работы (не меньше себестоимости).
4. Поиск дополнительных статей/источников дохода будет реализоваться через развитие новых направлений бизнеса, его диверсификацию, а также через расширение и улучшение сервисного обслуживания.

По оценкам специалистов компании `Ликонд`, в новых экономических условиях происходит переориентация кондиционерного бизнеса в Украине на такие сегменты рынка, как коттеджное строительство и объекты инфраструктуры, связанные с подготовкой и проведением Евро-2012.

Отсутствие крупных заказов (в связи с тем, что большинство объектов заморожено, особенно в сфере элитного высотного строительства) на первый план выводит частную застройку.
Подготовка к Евро-2012 тоже открывает новые перспективы, в частности, это строительство и реконструкция новых аэропортов и терминалов, строительство новых спортивных сооружений (стадионов и тренировочных баз), а также гостиниц. При этом уже в ближайшем будущем прогнозируется выход на рынок Украины нескольких международных операторов гостиничного бизнеса.

Эксперты `Ликонд` прогнозируют, что активность среди инвесторов на рынке недвижимости возобновится не раньше конца 2009 года. Преимущественно будут развиваться проекты бизнес-центров с небольшой площадью – до 20 тыс. кв. м. - и только при наличии собственного финансирования или, реже, внешнего финансирования. Полное восстановление прежних объемов строительства произойдет не ранее 2011 г.

Руководитель отдела маркетинга компании `Ликонд` Алексей Новожилов ознакомил присутствующих с новинками климатического оборудования ведущих японских производителей. Он акцентировал внимание на том, что в новых финансово-экономических условиях корпорация DAIKIN (Япония), официальным торговым партнером которой в Украине является компания `Ликонд`, продолжает оставаться лидером на мировом рынке климатического оборудования. Причины – усовершенствование существующего модельного ряда продукции DAIKIN в направлении повышения энергоэффективности и упрощения монтажа, а также вывод на рынок новых инновационных продуктов. Так, компании удалось компенсировать падение продаж в сегменте оборудования для кондиционирования и вентиляции за счет усиления отопительного направления и направления технологического охлаждения. В 2009 г. особое внимание будет уделяться не только кондиционерному оборудованию, но и отопительным системам на базе энергосберегающих тепловых насосов класса `воздух-вода` (система Altherma). В новых кризисных условиях благодаря введению инновационной продукции компании DAIKIN удалось сгладить общий спад продаж до 9%.

Большинство вопросов, заданных журналистами во время пресс-конференции, касались инновационных отопительных систем, в частности теплового насоса Altherma типа `воздух-вода` производства DAIKIN. Также журналистов интересовали вопросы, связанные с пересмотром кондиционерными компаниями ценовой политики.
Мнение редакции может отличаться от мнения автора.
Идентификатор: 3678
Теплоізоляція